data-caption= data-caption= data-caption=
Беспилотные системы для маневровых тепловозов: текущий статус рынка

Локомотивы

 

В РЖД сообщили,что  проработка внедрения систем технического зрения для маневровых тепловозов продолжается, однако перевозчик отмечает необходимость оптимизации стоимости такого оборудования со стороны производителей.

Массовое внедрение подобных технологий будет зависеть от экономического обоснования. Предложенные производителями ценовые условия поставки оборудования в разы превышают стоимость существующих основных устройств безопасности движения поездов.

Системы автопилота для маневровых локомотивов в России сегодня предлагают три игрока – Cognitive Pilot, НИИАС и «ТМХ-Интеллектуальные Системы» (ТМХ-ИС, например, в качестве опции для нового тепловоза ТЭМ23). Насколько известно, никто из них серийного заказа на данный момент не получил. Даже в мире первый серийный контракт был размещен только в этом году в Израиле как поддержка масштабирования местного игрока.

Все решения для маневровых локомотивов от российских игроков по техническим характеристикам в целом схожи, так что конкуренция по цене является обоснованной. При этом нужно учитывать, что у РЖД есть большой опыт взаимодействия с НИИАС и компаниями периметра ТМХ-ИС по разработке и внедрению широкого комплекса средств и систем автоматизации движения и подвижного состава. Соответственно и накопленные данные о работе автоматики на железной дороге у них больше.

Беспилотные системы для маневровых тепловозов проще, чем для электропоездов, которые внедряются на МЦК. Так, последним из-за более высокой скорости эксплуатации требуется распознавать объекты на более дальние расстояния, уметь контролировать интервал движения с рядом идущими поездами, процессы корректного открывания/закрывания дверей и т.п. К тому же резко возрастают требования к средствам телекоммуникаций: маневровый тепловоз работает на ограниченном пространстве, электропоезд — на маршруте в десятки километров. Эта технология сложнее и по сравнению с той, что применяется в метро, где по сути работает робот в закрытом контуре с платформенными дверьми, за которые не может попасть человек. Проведенные недавно РЖД испытания дистанционного управления пассажирскими поездами в условиях реальной эксплуатации — это событие мирового масштаба, такого в пассажирских перевозках еще никто в мире не реализовывал.

Сейчас вопросы сроков внедрения «беспилота» на железной дороге находятся не в технической зоне (даже компонентная база заменяема достаточно быстро), а в сфере накопления данных и подготовленности нормативного поля. В прошлом году автоматизация подвижного состава стала допускаться правилами технической эксплуатации железных дорог России, идет работа над стандартами по требованиям к надежности и безопасности. Важнейший элемент — включение возможности беспилотной работы в технические регламенты Таможенного Союза. Все это сложны и вдумчивые процессы, требующие согласования многих сторон, в том числе на наднациональном уровне. На инфраструктуре необщего пользования (заводские пути и т.п.) «беспилот» может работать уже и сегодня. На путях общего пользования внедрение возможно в ближайшее время при закреплении за определенным полигоном статуса «технологической песочницы», однако выход на масштабирование, по моим оценкам, может потребовать еще около 5 лет.

Источник: rollingstock