data-caption= data-caption= data-caption=
Литовские железные дороги оштрафованы на 20 млн евро за демонтаж железнодорожного пути

ЖД Администрации

 

Литовская государственная железнодорожная компания Lietuvos geležinkeliai должна выплатить штраф в размере почти 20 млн евро за демонтаж 19-километрового участка путей к нефтеперерабатывающему заводу Orlen в Мажейкяй.

Суд Европейского Союза объявил, что оставил в силе решение суда против LG от 2018 года. Это была апелляция на штраф, наложенный Еврокомиссией, тогда суд отклонил жалобу LG и уменьшил сумму штрафа с 28 до 20 млн евро. Сейчас решение суда утвердил ЕС.

Железнодорожный участок был демонтирован почти 14 лет назад.

В 2008 году компания Orlen планировала передать перевозку своих грузов с нефтеперерабатывающего предприятия в Мажейкяе в латвийский порт Вентспилс от LG другому оператору. В октябре того же года LG разобрали этот участок под предлогом плохого состояния пути, тем самым вынудив Orlen осуществлять перевозки в порт Вентспилс более протяженным маршрутом через литовский город Йонишкис.

Orlen подал жалобу в Европейскую Комиссию, которая провела проверки в 2011 году и открыла официальное антимонопольное расследование в 2013 году. Комиссия установила, что LG не удалось предоставить какое-либо объективное обоснование для ликвидации участка и препятствовала конкуренции, непозволяя ее клиентам пользоваться услугами другого оператора. Это является нарушением статьи 102 договора о функционировании Европейского Союза, которая запрещает злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В 2017 году LG были оштрафованы на сумму 27,87 млн евро Еврокомиссией, которая видела с их стороны нарушения законодательства Евросоюза о защите конкуренции.

Железнодорожные пути были восстановлены в конце декабря 2019 года силами эстонской компании Vitras-S и стоило 9,4 млн евро. Участок формирует часть линии от Мажейкяя до Елгавы, крупного железнодорожного узла на сети железных дорог Латвии к югу от Риги.

В настоящее время Суд напомнил, прежде всего, что классификация "злоупотребление доминирующим положением" в понимании законодательства ЕС охватывает поведение предприятия с доминирующим положением, которое имеет следствием препятствование поддержке или развитию конкуренции. 

Однако Суд подчеркнул, что закрытие железнодорожной линии, которая неизбежно становится непригодной не только для конкурентов, но и для самого доминирующего предприятия, не может рассматриваться как отказ в доступе. Однако это может быть автономная форма злоупотребления.

В поддержку своего иска об отмене решения LG также утверждала, что общий суд допустил ошибку в применении права, поддержав классификацию комиссии ликвидации железнодорожной линии как "злоупотребление доминирующим положением" по значению законодательства ЕС.

Суд отклонил это утверждение как необоснованное, поскольку оно основывается на явно неправильном толковании обжалуемого решения. Суд также полностью отклонил ходатайство, которое оспаривало оценку комиссии о том, что ликвидация железнодорожной линии имела антиконкурентные последствия.

Источник: ЦТС