data-caption= data-caption= data-caption=
Компании «Эльгауголь» предложили скорректировать условия создания железнодорожной ветки Эльга – Чумикан

ЖД инфраструктура

 

Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил при планировании третьей ветки БАМа учесть интересы всех грузоотправителей. Эту дорогу за свой счет обещал построить разработчик Эльги в обмен на право первоочередного вывоза ее угля.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил профильным ведомствам проработать оптимальные варианты вывоза угля с Эльгинского месторождения в Якутии с учетом интересов других грузоотправителей.

Об этом говорится в протоколе совещания о проработке финансовой модели строительства новой железной дороги от Эльги до поселка Чумикан на берегу Охотского моря (третья ветка БАМа), которое прошло под руководством Белоусова 27 августа. (...) РБК направил запрос представителю Белоусова.

«Эльгауголь» (оператор разработки месторождения, 95% принадлежит «А-Проперти» Альберта Авдоляна, 5% у «Ростеха») просила РЖД о дополнительном вывозе 30 млн тонн по уже построенным участкам БАМа в течение пяти лет, за которые она намерена построить собственную железную дорогу Эльга – Чумикан и новый порт на Охотском море. Только при таком условии компания считает этот проект целесообразным.

Протяженность дороги Эльга – Чумикан по плану составит около 500 км, по ней можно будет поставлять 30 млн тонн угля в год, такая же мощность должна быть у порта. Как следует из расчетов «Эльгаугля», которые были направлены 20 августа в Минтранс, дорога и порт обойдутся в 97,1 млрд руб. (около $1,3 млрд).

Что поручил Белоусов

По словам источника в правительстве, на этом совещании Белоусов отметил, что при дополнительном вывозе угля с Эльгинского месторождения «не совсем справедливо» нарушать планы других грузоотправителей, и поручил искать оптимальное решение. Согласно протоколу, Минтранс, Минэнерго, РЖД, ФАС и Минэкономразвития должны к 3 сентября определить предельные объемы дополнительного вывоза угля с Эльги по БАМу, которые не повлекут за собой сокращение отгрузок продукции других экспортеров.

Белоусов также рекомендовал главе «Эльгаугля» Александру Исаеву актуализировать модель проекта с учетом максимальных объемов вывоза угля с Эльгинского месторождения и затрат (с их обоснованием) на строительство глубоководного порта, временных технологических дорог, искусственных сооружений, говорится в протоколе. «При возникновении дефицита средств для реализации проекта проработать вопрос о привлечении средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ)», – указано в документе. Представитель «А-Проперти» ранее говорил, что проект строительства дороги и порта планируется реализовать исключительно за счет операционного потока группы, собственных и привлеченных средств. «Привлечение субсидий и/или иных мер государственной поддержки в рамках данного проекта не предполагается», – подчеркивала она. РБК направил запрос в «А-Проперти».

На основании дополнительных материалов, представленных «Эльгауглем» в правительство, профильные ведомства должны подготовить согласованные предложения по проекту Эльга – Чумикан к 8 октября, говорится в протоколе. Строительство полностью частной дороги может привести к некоторым ограничениям на инфраструктуре РЖД (на время строительства собственной инфраструктуры), сообщили РБК в пресс-службе Минэнерго, добавив, что профильные ведомства сейчас находятся в поиске оптимального решения.

РЖД в целом поддерживают проект. «Чем разветвленнее сеть (железных дорог), тем проще для нас распределить потоки грузов», – заявил глава РЖД Олег Белозёров в ходе Восточного экономического форума в четверг, 2 сентября. Он отметил, что если «эльгинские коллеги» готовы гарантировать объемы отгрузок своими капитальными вложениями, то РЖД это поддерживают. Представитель ФАС отказался от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и Минэкономразвития.

Кто может пострадать из-за проекта Авдоляна

Каменный уголь – основной груз на сети РЖД, на него приходится 28% в общем объеме грузов. На Восточном же полигоне (БАМ и Транссиб) на уголь приходится около 122 млн тонн при суммарной провозной способности 144 млн тонн.

Как писал «Коммерсантъ», Минтранс, Минэнерго и РЖД предварительно согласовали «Эльгауглю» право первоочередного провоза 20 млн тонн угля в год по БАМу. По данным издания, если власти гарантируют вывоз такого объема грузов для компании Авдоляна, то в 2022-2023 годах придется снизить вывоз угля по БАМу из других регионов совокупно на 18 млн тонн. В основном это коснется угольщиков из Хакасии и Бурятии, поскольку с компаниями Кузбасса РЖД уже заключили соглашение о ежегодных объемах вывоза угля. В Бурятии и Хакасии работают СУЭК, «Коулстар» и «Русский уголь».

В СУЭКе (работает в Кузбассе, Хакасии и Бурятии) ранее выражали надежду, что РЖД и профильные ведомства смогут найти решения, которые позволят осуществлять перевозку угля в полном объеме всем производителям: зачастую это градообразующие предприятия, поэтому задача их стабильной работы стоит на первом плане. РБК направил запросы в «Коулстар» и «Русский уголь».

«Предельные цифры по пропускной способности Восточного полигона к 2030 году – 210 млн тонн. Этого объема может не хватить – мы не вывезем все, что производит Сибирь (и Дальний Восток), если у нас не будет диверсифицированных экспортных путей на востоке», – говорил в интервью РБК глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, напоминая, что пробки на железной дороге из-за узких мест возникают уже сейчас. Он считает, что необходимо поддерживать дальневосточных грузоотправителей. «У проектов в западной части России есть альтернативные маршруты, и их собственники стараются максимизировать прибыль, направляя грузы на Дальний Восток, а не в Новороссийск (или другие порты на юге или западе). Но странно, когда грузы с востока страны, у которых нет такой альтернативы, стоят, а с запада едут», – подчеркивал он.

Планы Эльги

«А-Проперти» приобрела контроль над Эльгинским месторождением (крупнейшее месторождение коксующегося угля в России с запасами 2,2 млрд тонн) в апреле 2020 года у «Мечела» Игоря Зюзина и сейчас наращивает добычу. В прошлом году она увеличила производство на 60%, до 7 млн тонн, в 2021 году собирается его довести до 18 млн тонн. План на 2023 год – 45 млн тонн в год.

У Эльгинского угольного комплекса уже есть одна частная дорога: Улак – Эльга протяженностью 321 км, соединяющая месторождение с БАМом в Амурской области. «Мечел» строил дорогу шесть лет, с 2008 по 2014 год, она обошлась в 80 млрд руб. Компания Авдоляна заявляла, что также намерена увеличить пропускную способность дороги Улак – Эльга до 30 млн тонн.

В 2020 году угольные предприятия Якутии добыли 20 млн тонн (из крупных компаний помимо «Эльгаугля» в республике работает «Колмар», принадлежащий Анне Цивилевой), в этом году они собираются удвоить добычу, а с 2025 года планируют направлять на экспорт 64 млн тонн, из них 30 млн тонн – Эльга. Это вдвое превышает возможности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, даже с учетом модернизации (предусматривает вывоз только 32 млн тонн).

В СУЭКе (работает в Кузбассе, Хакасии и Бурятии) ранее выражали надежду, что РЖД и профильные ведомства смогут найти решения, которые позволят осуществлять перевозку угля в полном объеме всем производителям: зачастую это градообразующие предприятия, поэтому задача их стабильной работы стоит на первом плане.

Источник: РБК